Митрополит Агафангел посетил с архипастырским визитом г. Килию, где совершил Божественную литургию в старинном Свято-Николаевском храме

_73O86744 июня 2016 года, Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский посетил с архипастырским визитом г. Килию. У въезда в город высокого гостя встречали председатель Килийской районной администрации В.В.Греков, председатель Килийского районного совета П.И.Бойченко, благочинный Килийского округа протоиерей Василий Готлиб, а также девушки в национальных костюмах, которые преподнесли Владыке хлеб-соль и цветы.

Затем митрополит Агафангел прибыл в один из старейших в Украине храмов в честь святителя Николая, история которого насчитывает почти 1000 лет. Здесь Владыка совершил Божественную литургию в сослужении Преосвященнейшего Сергия, епископа Болградского, викария Одесской епархии и духовенства Килийского благочиния.

После завершения богослужения митрополит Агафангел поздравил всех с праздником, подчеркнув, что сегодня мы возносили молитвы о мире в Украине на этой благодатной земле, в этом старинном храме, который почти за десять веков своего существования пережил множество испытаний и гонений.

Он был построен в тяжелые времена османского ига, когда христолюбивый народ подвергался гонениям: в ту пору нельзя было строить храмы с куполами выше мечетей. И потому местные жители вынуждены были в буквальном смысле врываться в землю, чтобы построить этот храм и не навлечь гнев оккупантов.

Ныне этот храм является памятником архитектуры государственного значения и благодаря усердным трудам о. настоятеля протоиерея Михаила Павлишина прекрасно благоукрашается и расцветает. Сюда приходят на молитву и украинцы, и русские, и молдаване, и гагаузы – представители многих народов под этими сводами едиными устами и единым сердцем славят Отца Небесного и Пречистую, возносят молитвы святителю Николаю. И это радует, давая всем нам пример мирного сосуществования в одном регионе людей различных национальностей. Столь же радует нас и мир между различными конфессиями в этом благословенном регионе. Думается, что это может стать примером и для всей нашей страны, в некоторых регионах которой, к сожалению, порой еще сеется вражда и ненависть.

Поэтому призываю всех вас усердно молиться о мире в нашей многострадальной державе, чтобы Господь по молитвам Пречистой и святителя Николая даровал нам мир в наши сердца, в наши семьи, в наши города и веси.

***

В тот же день митрополит Агафангел вместе с местными руководителями посетил часовню в честь Успения Божией Матери, а затем возложили цветы к памятнику погибших пограничников  на территории Килийского погранотряда, где также вознес молитву о мире в Украине.

***

Затем Владыка по приглашению руководства торговой марки «Килия» посетил местный производственный комплекс, где совершил молебен на всякое благое дело, благословив большой и дружный коллектив на труды во славу Божию и на благо народа Украины и вручив каждому труженнику Касперовские иконки Божией Матери.

В своем архипастырском слове митрополит Агафангел подчеркнул, что ему приятно видеть, что в столь трудное для страны время, когда многие предприятия пищевой отрасли остановились и обанкротились, Ваш комбинат наращивает выпуск мясной и молочной продукции. Причем, торговая марка «Килия» уже известна за пределами Одесского региона, а качество ее продукции соответствует европейским требованиям. Это стало возможным благодарю тому, что и руководство, и коллектив любое новое дело начинают молитвой и сопровождают благотворительной деятельностью в социальной сфере.

И ныне призываю Божие благословение на Ваши нелегкие труды.

 СПРАВКА:Древнее происхождение церквей в Килийском крае подтверждает рукопись, обнаруженная в фондах Синодах, в которой подробно описаны памятники Свято-Николаевской греческой церкви г.Килии, показывающие, что «основание её относится к 10 веку по Рождестве Христовом» это остатки икон и царских врат, а так же доска «над царскими вратами из букового дерева с вырезанной на ней надписью художника иконостасной работы». После надписи есть следующие слова: «Художник раб Божий Димитрий Иоаннов, 1070 год». Храм первоначально был в честь святого апостола Иоанна Богослова.

Судьба этой церкви сложилась драматично, когда Килией овладел султан Баязет, его тревожило полуночное пение и богослужение православных греков, мешавшие спокойной отдыхать. Баязет отдал приказ своему военачальнику – церковь разрушить, собранию и пению не быть…Вследствие сего церковь была разбита до половины, серебреные сосуды  ограблены, также разрушен иконостас, от которого сохранились только упомянутые остатки икон, царских врат и доска с греческой надписью. После этого разорения церковь сия существовала долгое время невозобновленной.

По архивным свидетельствам, эти события записал престарелый протоиерей Иоанн Григорьевич со слов священнослужителя. Но более всего сведения эти основаны на истории греческой церкви, «печатанной в Греции», 1476 году, храм был восстановлен, и уже в 1479 освящен на честь Святителя Николая Чудотворца. При восстановлении была показана смекалка православных, суть в том: что существовал турецкий запрет: крест на куполе храма не должен был быть выше полумесяца на мечети. Однако при строители общая высота храма, если мерить от фундамента, все равно была больше высоты мечети. Храм на три с лишним метра уходит в землю. Когда он был в запустении, подпочвенные воды просачивались сквозь пол, что и не удивительно, ведь совсем рядом протекает Дунай.Для  памяти в будущие  века воевода Иоанн Васильевич (Василий Лупу) над южными церковными дверьми вставил мраморную плиту с изображением молдавского герба и вырезанной надписью «Изволение от нас».

Вторично церковь была разорена турками 2 октября 1789 года. Утварь и драгоценности скрыли бывшие при церкви архимандрит Макарий и священник Секеларий Григорий, а местные иконы переданы были на хранение в русский лагерь М.И.Кутузову, который в то время был командующим частью русских войск Соединённой армии на Дунае. Когда Секеларий-священник с архимандритом Макарием скрывали церковные вещи, а первый своему семейству искал убежище, упавшая бомба убила архимандрита и жену Секелария с грудным ребенком. Вследствие чего Секеларий «обратился с просьбой к генерал-майору Голевищеву-Кутузову о вспомоществовании в починке церкви и в содержании собственной семьи, состоявшей из шестерых  малолетних детей». По ходатайству Кутузова всемилостивейшей пожаловано императрицею Екатериною 2 священнику Секеларию Григорию с братьями участки земли близ селения Галилешты (206 десятин и 70 квадратных саженей) и  гирло, истекающее из Катлабугского лимана в Дунай, для рыбной ловли, дабы обратить «вырученные от сего деньги в церковный доход на украшение церкви».

Спустя год церковь была обновлена старанием священника Григория Секелария и прихожан с незначительными исправлениями. Иконостас остался прежний старинной живописи с греческой надписью, построенный щедротами Василия Лупу.

При входе в храм пол от юга выстлан был мраморными плитами с надписями армянскими и турецкими.  Эти плиты – надгробья «собраны по уничтожению Афганской церкви, который по преданию разорена вследствие ходатайства Греческого Патриарха за совращение православных афганскими учителями».

В описании Свято-Николаевской церкви А.Скальковским отмечено, что не только пол, но и стены были «были убраны мраморными». Ограда вокруг церкви, была протяжённостью в 400 саженей из камня Дикаря «вышиной и толщиною» в полтора аршина, по преданиям сохранилась со времен молдавского воеводы Иоанна Васильевича (Василия Лупу). Эта ограда, в военных действиях служила последней защитой для христиан, после многократных разорений была исправлена. Вид сегодняшней ограды совсем новый, хотя железные перегородки между кирпичных столбов, остались те же. По данным документов бессарабской ученой архивной комиссии, монастырь Свято-Николаевский «близ крепости Килии стоящий»  в 1806 – 1807 годах в очередной раз опустошён турками и доведен до крайнего разорения.

Килийская церковь Св. Николая Чудотворца была восстановлена стараниями протоиерея Панаиота. В клировых ведомостях за 1832 год о сей церкви сделана следующая запись: «Зданием каменная. Крепка. Колокольня на двух столбах с подпорками деревянными…Утварью достаточна. В церковной ограде 2 дома, в 1-ом живет сторож, а во 2-м церковные вещи». К тому времени в церкви было 1288 прихожан, Благочинным Килийского цинута был «определён протоиерей Панаиот Григорьев, который уже был удостоен черной скуфией и Крестом на Владимирской ленте с надписью «1812 год» за возношение молитв о даровании победы  российскому воинству от иностранного нашествия».

Известный знаток истории Килийского края А.А.Скальковский в своей книге «Измаильское градоначальство в 1847 году» писал, что самое любопытное в форштадте Килии – старинная Никольская церковь, которая до половины врыта в землю, по обычаю христианских храмов in partibus infidelium…». Другие авторы утверждают, что даже в конце 19 века в странах, подвластных мусульманам, существовал обычай строить церкви углубленными в землю. 

Описывая далее Свято-Николаевскую церковь, А.А.Скальковский отмечает, что делится она на две части: на низшую церковь и на хоры где женщины присутствуют при Богослужении, располагаясь на коврах и войлоках. Такое особенное посещение для женщин и детей находилось во всех древних православных церквях.

Драгоценное Евангелие из Никольской церкви вместе с другими рукописными книгами было вывезено в 1878 году в Румынию Мелхиседеком Стефанеску, который продолжительное время занимал епископскую кафедру в Измаиле. В начале 20 века это Евангелие находилось в Славяно-русской рукописной библиотеке Румынской АН в Бухаресте, о чем подробно изложено в книге А.И.Яцемирского «Славянские и русские рукописи румынских библиотек» изданной в 1905 году.

О дальнейшей судьбе Килийской Свято-Николаевской церкви, которая была продолжительное время монастырской и соборной,  рассказывал бывший директор краеведческого музея Б.А.Райнов: «Колокольня, сохранившаяся до сих времён, достроена в 1896 году ко дню коронации  Государя Императора Николая 2. К этой же дате обновлялось и достраивалось само церковное здание и его ограда, а в начале шестидесятых годов 20 века церковь превратили в склад.


Церковь была разорена и разграблена более жестоко, чем при турках в 60-х годах. Очень печальная история случилась тогда, почти через двадцать лет в храме не осталось мраморных плит, которыми был выстлан весь пол, хотя чудом несколько их сохранилось. В конце 20 века образовалось «Общество по возрождению Свято-Николаевского храма».

eparhiya.od.ua
image_(1)(2)(2) image_(2)(1)(2) image_(1)(1) image(2)(2) _73O8707 _73O8512 _73O8521(2) _73O8492 _73O8525(2) _73O8547(2) _73O8573 _73O8610(2) _73O8674 _73O8672 _73O8658 _73O8637(2) _73O8629 _73O8682 _73O8685 _73O8754 _73O8769(2) _73O8775 _73O8791 _73O8801 _73O9000 _73O9031 _73O9036
 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>